Государственное регулирование деятельности естественных монополий


Государственное регулирование деятельности естественных монополий

Понятие, сферы деятельности субъектов естественной монополии. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий


К естественной монополии относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов — производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. При наличии довольно большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется.

Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются Азовский морской порт, Московский западный порт, Хабаровский речной порт. 3.

Государственное регулирование субъектов естественных монополий

Это предприятие монополизирует рынок, поскольку другого источника водо-, теплоснабжения в этой местности не существует.

локальных естественных монополий регулируется местными органами власти.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Если будет отсутствовать регулирование работы субъекта естественной монополии, то данные компании могут постепенно превратиться в путем сокращения объемов производства, установления монопольных цен (этот вызовет увеличение цен в смежных отраслях) По этой причине методы регулирования естественных монополий выходят за рамки традиционного антимонопольного законодательства.Нормативная база регулирования состоит из следующих актов: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон «О естественных монополиях»,

§ 12. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий

При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств, доходность деятельности естественного монополиста.

Важно подчеркнуть, что тарифы устанавливаются индивидуально для каждого субъекта, а не для определенного вида деятельности.

Плата за регулируемые услуги монополистов (например, за технологическое присоединение к электрическим сетям) не может быть установлена ни единолично самим субъектом, ни по соглашению с контрагентом, даже если соответствующий вид тарифа государством не утвержден*(246). Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, ставок и т.п.) является нарушением порядка ценообразования и влечет административную ответственность на основании ст.
14.6 КоАП РФ*(247). Особым способом государственного воздействия на естественных монополистов являются определение потребителей, подлежащих обязательному

Государственное регулирование естественных монополий

-37 с., 6 ил., библиографический список — 20 наим.

В современной экономике естественная монополия встраивается в сложную вертикально интегрированную рыночную структуру. В этой связи в экономической литературе встречается другой подход к определению экономического содержания естественной монополии — отождествление понятий вертикально интегрированной структуры и естественной монополии. Такая трактовка относит к естественно монопольным видам деятельности отрасли, которые, на наш взгляд, таковыми не являются (производство и сбыт продукции), что на практике создает условия для использования огромной монопольной власти на рынке.

Особенности системы экономических отношений естественной монополии в настоящее время проявляются в том, что она как важнейший элемент социально-ориентированной рыночной экономики находится на пересечении общественных интересов, обеспечивая равный и гарантированный доступ

Система государственного управления

Монопольными являются например: в РАО «ЕЭС России» — электросети, в ОАО «РЖД» — рельсы с проводами, в «Газпроме» — газопроводы.

Конкурентные сферы — электростанции, поезда с локомотивами, добыча газа. Выделяют локальные монополии, к которым относят инфраструктурные компании в городах, например коммунальное хозяйство. Они монополизируют рынок, так как другого источника водо-, теплоснабжения в городе нет. Деятельность локальных монополий регулируют местные органы власти.
Предприятия естественной монополии при отсутствии регулирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях.

Поэтому относительно естественных монополий методы регулирования выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства. Нормативной базой регулирования служат Законы «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности

Государственное регулирование естественных монополий


— ценовые.

• Основным неценовым методом регулирования является ограничение уровня доходности, или установление справедливой нормы доходности.

Он широко используется в США. Предположим, регулируемая фирма стремится максимизировать прибыль, но на нее наложено ограничение по доходности: норма ее дохода на капитал не может превышать величину s, удовлетворяющую условию: r<><> где r – стоимость капитала данной фирмы (издержки его применения), rM – максимальная цена, которую могла бы заработать нерегулируемая монополия.

С одной стороны, потребители получают определенную прибыль.

С другой – подобное регулирование не стимулирует фирму к эффективной производительности. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту объема продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий

от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.

Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение.

Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий. Следовательно, необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов. Сферы естественных монополий подвижны.

Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин.

Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий

«О естественных монополиях» // http://www.consultant.ru ГК РФ, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.

11. 1994 №51-ФЗ // СЗ РФ 05. 12. 1994, № 32, ст. 3301. других законодательных актах. Субъекты естественных монополий доминируют на товарном рынке (на них распространяются запреты, установленные ФЗ «О защите конкуренции») Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред.

от 18.07.2011) «О защите конкуренции» // http://www.consultant.ru. Особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, установлены ФЗ

«Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭК»

.