Вред при ложном диагнозе


СПИД по ошибке: кто заплатит за неверный диагноз


Единственный относительно действенный способ защитить их права — это иск о компенсации морального вреда. «Постановка неверного диагноза — не редкость в медицине, — комментирует Лада Горелик, адвокат, управляющий партнер КА «Горелик и партнеры». — Но такие дела редко доходят до суда, поскольку не все готовы обсуждать на публике вопросы личного характера.» Еще одна проблема в том, что в российском законодательстве нет четких критериев, позволяющих определить размер такой выплаты. Ее назначает суд, который опирается на

«разумность и справедливость, характер и степень страданий, степень вины причинителя»

(ст.

1101 ГК). «Суды на формальном и психологическом уровне не способны выносить решения о взыскании значительных сумм. Как следствие — жизнь и здоровье людей ценится крайне низко,» – комментирует партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов. Кроме того, сегодня очень непросто доказать медицинскую ошибку, рассказывает Павел Хлюстов, партер КА «Барщевский и партнеры».

Компенсация морального вреда при врачебной ошибке не зависит от причинения вреда здоровью

Также нередко за компенсацией морального вреда обращаются родственники граждан, умерших в результате врачебной ошибки (, решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 25 апреля 2016 г.).

Однако взыскание компенсации возможно и в случае, когда врачебная ошибка не повлекла никаких последствий для здоровья лица, но причинила ему нравственные страдания. Об этом недавно напомнил ВС РФ, включив решение по соответствующему делу в (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 20 декабря 2016 г.).

Рассмотрим данное дело подробнее. КРАТКО Реквизиты решения: . Требование заявителя: Присудить компенсацию морального вреда, причиненного сообщением недостоверной информации о положительном результате анализа на ВИЧ-инфекцию. Суд решил: Факт причинения истцу нравственных страданий диагнозом, который впоследствии не подтвердился, является очевидным.

Отказ от возмещения морального вреда в этом случае возможен, только если ответчик докажет отсутствие своей вины в допущенной ошибке.

Чужая болезнь

По-научному — у него выявлена положительная реакция на ВИЧ.

От гражданина потребовали лично явиться в областной СПИД-центр. Там мужчине объяснили, что он болен, причем давно — больше года. А еще сказали, что он ставит под угрозу жизнь близких. Поэтому они, медики, уже взяли на себя труд оповестить о его опасной болезни самого близкого человека — его жену. А еще у нового пациента СПИД-центра взяли дополнительный анализ крови.
Этот анализ показал, что гражданин совершенно здоров и СПИДа у него нет, и никогда не было. Но было уже поздно. К этому моменту семейные отношения стали ухудшаться на глазах и закончились тем, что супруга собрала вещи и ушла.

С уходом жены проблемы не закончились.

Несмотря на то, что результаты второго анализа были уже известны, домой к мужчине в его отсутствие явились сотрудники СПИД-центра. После ошибочного диагноза от пациента ушла жена, от него отвернулись и родные, и соседи Дверь квартиры медикам открыл отец несчастного.

Верховный суд: Доказывать отсутствие вреда от ошибочного диагноза обязаны врачи

Суды двух инстанций согласились с мнением медработников и не удовлетворили претензии истца.

Однако ВС РФ их позицию не поддержал, РАПСИ.

Жалоба пациента Истец указал, что после сдачи анализа крови его внезапно выписали, не долечив и не объясняя причин. Позднее сотрудник СПИД-Центра по телефону сообщил ему, что у него по результатам анализа крови выявлена положительная реакция на ВИЧ-инфекцию. В тот же день истец явился в СПИД-Центр, где получил разъяснения относительно того, что заражен ВИЧ-инфекцией более года, данный факт ставит под угрозу жизнь его близких родственников, в связи с чем уже оповестили его жену.

Только после этого был проведен дополнительный забор крови на выявление ВИЧ-инфекции, по результатам анализа которого каких-либо форм ВИЧ- инфекции в крови уже не обнаружили. Между тем, доведенная до супруги информация о наличии ВИЧ-инфекции «привела к резкому ухудшению морального климата в семье и прекращению семейных отношений».

ВС вступился за истца, лишившегося семьи из-за ошибочного анализа на ВИЧ

обратился в суд с иском к областному центру по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями (далее – СПИД-Центр), городской больнице о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 млн руб.

В обоснование иска А. указал, что находился на лечении в больнице с диагнозом «пневмония». Сдал кровь на анализ, после чего его выписали из больницы, не закончив лечение и не объясняя причин.

Сотрудник СПИД-Центра по телефону сообщил, что по результатам анализа крови выявлена положительная реакция на ВИЧ-инфекцию. В тот же день истец явился в СПИД-Центр, где получил разъяснения относительно того, что заражен ВИЧ-инфекцией более года, данный факт ставит под угрозу жизнь его близких родственников, в связи с чем уже оповестили его жену. После этого был проведен дополнительный забор крови на выявление ВИЧ-инфекции, по результатам анализа которого каких-либо форм ВИЧ-инфекции в крови не было обнаружено.

Публикации


Суды двух инстанций согласились с мнением медработников и не удовлетворили претензии истца.

Однако ВС РФ их позицию не поддержал.

Жалоба пациента Лечившийся от пневмонии пациент требовал компенсировать ему 1 миллион рублей морального вреда.

Претензии были обращены к городской больнице и СПИД-Центру. Истец указал, что после сдачи анализа крови его внезапно выписали, не долечив и не объясняя причин.

Позднее сотрудник СПИД-Центра по телефону сообщил ему, что у него по результатам анализа крови выявлена положительная реакция на ВИЧ-инфекцию. В тот же день истец явился в СПИД-Центр, где получил разъяснения относительно того, что заражен ВИЧ-инфекцией более года, данный факт ставит под угрозу жизнь его близких родственников, в связи с чем уже оповестили его жену.

И только после этого был проведен дополнительный забор крови на выявление ВИЧ-инфекции, по результатам анализа которого каких-либо форм ВИЧ- инфекции в крови уже не обнаружили.

Рекомендуем прочесть:  Правила игры в монополию русский

Кто ответит за неправильный диагноз

Из Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что диагноз устанавливается исключительно лечащим врачом.

В него входит информация об основном заболевании или состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях. Основой для постановки диагноза являются данные всестороннего обследования пациента.

Медицинская помощь, исходя из вышеупомянутого закона – это комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления и поддержания здоровья. Медицинская помощь включает в себя медицинские услуги – комплекс вмешательств, направленных на диагностику, лечение, профилактику заболевания и реабилитацию. Медицинское вмешательство – это виды обследований и манипуляций, выполняемых медицинским работником и направленных на пациента.

Вмешательства затрагивают физическое или психическое состояние больного и имеют исследовательскую, диагностическую, лечебную, профилактическую или реабилитационную направленность.

Диагностический шок

На третий день восстановительных процедур спокойствие нарушила лечащий врач, которая сообщила Ледкову, что у него гепатит С, и уточнила, что об этом факте сейчас же сообщит в санэпиднадзор. Заболевание социально опасное, поэтому необходимо больного поставить на особый учет, проверить всех членов семьи.

«И отныне вы обязаны сообщать в лечебных заведениях, что больны гепатитом С»

, — предупредила медик.

— Я буквально холодным потом покрылся. Ведь гепатит С — это крест на привычной жизни, на карьере.

Почти то же, что и СПИД. Опять же жена, дети, мы что, сейчас будем, как прокаженные, жить в изоляции?

— поделился своими ощущениями с корреспондентом «РГ» Алексей. Утверждения пациента, что неоткуда ему подхватить этот вирус, врач выслушала спокойно и предложила повторить анализ.

Но наступать на те же грабли Алексей не хотел.

Он решил действовать самостоятельно и в одной из диагностических компаний сдал кровь на исследование по гепатиту С.

Какая ответственность врача предусмотрена за неправильный диагноз или лечение в России?

С этой целью проводится медицинская экспертиза. Специалисты, используя результаты анализов, воссоздают ситуацию, в которой оказался обвиняемый врач при постановке диагноза.

Если, исходя из этих данных, эксперты заключают, что любой врач соответствующей квалификации мог бы поставить правильный диагноз, появляются основания для призвания нерадивого доктора к ответственности. Таким образом, постановка неправильного диагноза карается тогда, когда была допущена по вине врача.

Это может быть простая лень, незнание (нередки случаи профессиональной безграмотности), невнимательность или предвзятое отношение к пациенту, одним словом, безответственное отношение к своим обязанностям.