Национальные законодательства стран снг


Унификация права в странах СНГ


Наибольшее влияние на унификацию права оказывают СНГ, ЕврАзЭС и Союзное государство. Процесс создания единообразных норм для снятия различий в национально-правовом регулировании новых независимых государств, входивших ранее в состав СССР, характеризуется следующими особенностями. Во-первых, на момент распада Советского Союза в советских социалистических республиках действовало единообразное законодательство.

На базе Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. в союзных республиках были введены в действие соответствующие республиканские кодексы.

По многим вопросам действовали единые союзные акты. После распада Советского Союза новые независимые государства стали формировать национально-правовые системы, ориентируясь на свои специфические интересы и приоритеты.

В итоге за период самостоятельного существования право государств — участников СНГ приобрело различия. Таким

Проблемы взаимодействия модельного и национального гражданского законодательства стран СНГ

Одним из средств достижения этой цели служит изменение гражданского законодательства советского периода.

На практике это проявилось в принятии новых гражданских кодексов. Большинство государств — участников СНГ разработали национальные ГК на основе Модельного Гражданского кодекса (далее — Модельный ГК) . Гражданский кодекс. Модель: рекомендательный законодательный акт Содружества Независимых Государств.

Принят на 5-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, 29 октября 1994 г.

Часть первая // Информационный бюллетень Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ. 1995. N 6. С. 3 — 192. Приложение.Модельный ГК принят за основу национальных гражданских кодексов Армении , Беларуси , Казахстана , Киргизии , России , Таджикистана , Узбекистана .

Определенное влияние Модельный ГК оказал и на гражданские кодексы иных стран бывшего СССР. Законодатели Азербайджана

X право содружества независимых государств

о присоединении к СНГ заявили Киргизия и Армения.

13 декабря по инициативе Н. А. Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и четырех республик Средней Азии в Ашхабаде.

Участники встречи также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства со сторонами, подписавшими Беловежские соглашения.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы девяти республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины – подписали Декларацию об образовании Содружества. Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия – всего в СНГ вошло 12 из прежних 15 республик (исключая Латвию, Литву и Эстонию).

По Алма-Атинской декларации бывшие советские республики взяли на себя обязательства развивать равноправное взаимовыгодное сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков,

Модельный закон содружества независимых государств

Информационное законодательство базируется на следующих основных принципах: — обеспечение свободы получения и распространения информации для всех субъектов информационных отношений и информационно-инфраструктурных отношений; — обеспечение доступности, достоверности, полноты и своевременности информации; — установление баланса прав и законных интересов человека, общества и государства в информационной деятельности; — признание информации объектом гражданских правоотношений; — ограничение доступа к информации исключительно на основании закона; — обеспечение обязательности публикации общественно важной информации; — обеспечение минимизации негативного информационного воздействия и негативных последствий функционирования информационных технологий; — недопущение несанкционированного распространения, использования и уничтожения информации; — гармонизация национального информационного законодательства с международным законодательством и законодательством других стран.

Международное частное право.

Общая часть

На базе Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. в союзных республиках были введены в действие соответствующие республиканские кодексы. По многим вопросам действовали единые союзные акты.

После распада Советского Союза новые независимые государства стали формировать национально-правовые системы, ориентируясь на свои специфические интересы и приоритеты. В итоге за период самостоятельного существования право государств — участников СНГ приобрело различия. Таким образом, унификация права в регионе СНГ происходит в условиях соотношения центробежных и центростремительных тенденций.

Во-вторых, унификация в регионе СНГ происходит на фоне разноуровневой и разноскоростной интеграции. Государства, входившие ранее в состав СССР, создали целый ряд институционных и договорных механизмов, предусматривающих унификацию. Поэтому нередко по одному и тому же вопросу имеется несколько унификационных инструментов, принятых разными интеграционными объединениями.

Модельное законодательство Содружества Независимых Государств в области социального обеспечения

Одной из форм такой гармонизации является модельное законодательство Содружества Независимых Государств.

Устав Содружества предусматривает, что его целями являются всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств—членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция, обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Сотрудничество в экономической, социальной и правовой областях предполагает координацию социальной политики, разработку совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ.

Основной правовой формой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях сотрудничества. Однако решению задач по сближению национального законодательства может способствовать также модельное правотворчество в рамках СНГ (ст.

26 Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г.)

Законодательство СНГ: государственные тайны и государственные секреты

В недавние времена в СССР понятием государственные секреты объединялись государственная и служебная тайна, однако законодательного определения этих правовых категорий не было. Защита тайн осуществлялась, главным образом, на основе принципа «максимальной секретности», в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был жестко ограничен, а вопросы оборота и защиты тайн регламентировались подзаконными актами, в большинстве своём закрытыми.

[1, с. 28–30] Сегодня институт государственной тайны уже не является «фигурой умолчания». Образование после распада СССР самостоятельных независимых государств повлекло развитие в них национальных законодательств, и одними из первых были приняты национальные законодательные акты в сфере защиты государственных секретов.

Вместе с формированием базового законодательства формировалось и новое представление об ответственности за его нарушение.

Рекомендации по унификации и гармонизации национального законодательства государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом

С точки зрения существа и содержания мер по сближению законодательств разных государств меры по гармонизации требуют системной проработки общих целей государств, объединенных в те или иные межгосударственные образования, и учета интереса государств в этих объединениях.

Это касается и задачи сближения законодательств государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом. Несмотря на то что разработка мер по гармонизации законодательств государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом представляется более сложной задачей, чем просто их унификация, данное направление более перспективно и плодотворно.Под законодательством государств — участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом понимаются прежде всего законы о борьбе с терроризмом соответствующих государств, а также принимаемые в их развитие подзаконные акты. В первую очередь этот блок законодательных актов рассматривался и использовался

Структура международных договоров Содружества Независимых Государств

Венская конвенция закрепляет классический подход к определению договора как соглашения между государствами и предполагает наличие в нем волеизъявлений, одинаково направленных на одну определенную цель.

Таким образом, международный договор является результатом международного нормотворчества как процесса согласования воль заинтересованных государств, а также формой, содержащей нормы международного права, регулирующие межгосударственные отношения путем установления прав и обязанностей самих государств – участников договора.

За двадцатилетний период в рамках Содружества Независимых Государств было подписано свыше 3 тысяч правовых документов, из них более 500 договоров.